Как сделать кривую производственных возможностей в excel?

МетодМГСУ_ИС в экономике_2002_Ситуац анализ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Основные категории, обозначения и формулы, необходимые для решения задач

Кривая производственных возможностей – показывает возможные альтернативы производства двух благ при ограниченных ресурсах

Альтернативные (временные) издержки (стоимость) количество одного блага, которым жертвуют ради увеличения на единицу другого блага

ОС = DQ1/DQ2, (1) где,

ОС – альтернативные издержки

DQ1 — уменьшение количества первого блага

DQ2 — уменьшение количества второго блага

Обычно, на графике производственных возможностей благо, которым жертвуют отражается на оси ординат, а благо количество которого растет – на оси абсцисс.

Примеры решения задач по теме

Фирма имеет в своем распоряжении 84 000 руб. и намерена организовать производство хлеба и булок.

Цена одной буханки хлеба составляет 3 руб, а одной булки — 2руб

Построить кривую производственных возможностей фирмы.

1. Откройте приложение Excel, создайте новую рабочую книгу и сохраните ее с своей папке, присвоив имя “Эконом.”

2. Переименуйте рабочий лист книги, присвоив ему имя ”Обществ. Произв.”

· В ячейку А1 введите текст “Ресурсы” и отформатируйте ее должным образом

· В соседнюю ячейку (например, С1) введите величину имеющихся ресурсов (84000). Переименуйте ячейку, присвоив ей имя “Ресурсы”

· В ячейку А2 введите текст Стоим. хлеба и отформатируйте ее должным образом

· В соседнюю ячейку (например, С2) введите величину стоимости буханки хлеба (3 руб)

· Переименуйте ячейку, присвоив ей имя “Ст_Хлеб”

· В ячейку А3 введите текст Стоим. булки и отформатируйте ее должным образом

· В соседнюю ячейку (например, С3) введите величину стоимости булки (2 руб)

· Переименуйте ячейку, присвоив ей имя “Ст_Булка”

· В ячейку листа Excel (например, А4) введите текст «кол-во хлеба». Отформатируйте ее должным образом.

· В соседнюю ячейку (например, С4) введите формулу для расчета количества выпускаемого хлеба при нулевом производстве булок: «=Ресурсы/ Ст_Хлеб”.

· Переименуйте ячейку, присвоив ей имя «Мах_Хлеб»

· В ячейку листа Excel (например, А5) введите текст «кол-во булок». Отформатируйте ее должным образом.

· В соседнюю ячейку (например, С5) введите формулу для расчета количества выпускаемого хлеба при нулевом производстве булок: «=Ресурсы/ Ст_Булка”

· Переименуйте ячейку, присвоив ей имя «Мах_Булка»

3. Постройте таблицу производственных возможностей фирмы:

· В ячейках В7:J7 разместите номера вариантов

· В ячейку В8 вставьте имя «Мах_Хлеб»

· В ячейку J8 введите значение «»

· Используя операцию автозаполнения (команда ПРАВКА­ÞЗАПОЛНИТЬÞПРОГРЕССИЯ) заполните ячейки B8:J8 значениями объемов выпуска хлеба для альтернативных вариантов

· В ячейку J9 вставьте имя «Мах_Булка»

· Используя операцию автозаполнения (команда ПРАВКА Þ ЗАПОЛНИТЬÞПРОГРЕССИЯ) заполните ячейки B9:J9 значениями объемов выпуска булок для альтернативных вариантов

4. В ячейки В10:I10 введите формулы для расчета абсолютного значения альтернативных издержек ( например, для ячейки В9:«=ABS((С8-B8)/C9-C8))»)

5. Постройте график производственных возможностей фирмы

· Выделите интервал ячеек A8:J9

· Выполните команду ВСТАВКАÞДИАГРАММА

· В диалоговом окне «Мастер диаграмм» выберите пиктограммы:

· Следуйте указаниям мастера диаграмм.

6. Вставьте на график линию тренда:

· Выделите кривую производственных возможностей.

· Выполните команду ДИАГРАММАÞДОБАВИТЬ ЛИНИЮ ТРЕНДА.

· В диалоговом окне “Линия трендавыберите тип линии тренда (в нашем случае “Линейная”).

· Откройте вкладку параметры диалогового окна “Линия тренда”.

· На этой вкладке установите ключи : “Показывать уравнение на диаграмме” и “Поместить на диаграмму величину достоверности (R^2)”.

· Щелкните на кнопке “ОК”

7. Используя полученное уравнение, определите: какое количество булок может быть выпущено, если выпуск хлеба составил 11 000, 20 000 шт.

· В одну из ячеек листа Excel введите формулу линии тренда Y = -1.5x + 42000» : «например, «= -1,5*11000+42000»)

8. Решите эту же задачу графически

· Используя инструмент «Линия» инструментальной панели «Рисование», проведите линию из точки 11000 шкалы Х до пересечения ее с кривой производственных возможностей.

· Из точки пересечения проведите новую линию до пересечения со шкалой Y.

· Сделайте отсчет со шкалы Y какое количество булок может быть выпушено, при заданном выпуске буханок хлеба

5.2 Алгоритм построения общей КПВ

Даны 2 линейных КПВ с различными альтернативными издержками производства двух товаров: А и В

Читать еще:  Как сделать пакет анализа в excel 2010?

Посчитаем альтернативные издержки (АИ) для каждого блага на каждом поле (они пригодятся нам чуть позже):

То есть альтернативная стоимость каждой единицы товара В составляет 2 единицы товара А

Найдем максимальные координаты товаров А и В, которые можно суммарно произвести суммарно на обоих полях. Это легко сделать простым суммированием максимальных координат соответствующих товаров на отдельных полях. Суммарное максимальное количество товара А составляет 300 (200 + 100), товара B такое 3000 (100 + 200).

Далее мы начнем двигаться от точки с максимальным производство товара А, то есть точки с координатами (0;300). Мы будем последовательно увеличивать производство товара B от нуля до его максимума. В процессе увеличения производства товара В нам предстоит решить задачу, на каком поле производить товар В в первую очередь, на каком поле производить потом, и так далее, до тех пор, пока товар В не будет произведен на всех полях. Делая это, мы будем держать в голове простое правило: товар В мы произведем в первую очередь на том поле, где альтернативные издержки производства товара В наименьшие. Потом мы опять выберем поле, где альтернативные издержки товара В наименьшие из оставшихся полей, и так далее. Данный алгоритм работает для случая множества полей.

Случай с двумя полями является наиболее простым. Для случая двух полей от верхней точки мы вначале отложим поле с минимальными альтернативными издержками товара В, а затем оставшееся второе поле.

От максимальной координаты товара А (точки с координатами 0;300) мы построим второе поле, поскольку на нам альтернативные издержки товара В равны 0.5, что меньше, чем альтернативные издержки на первом поле, которые равны 2.

Для этого от точки с координатами (0;300) мы отложим 100 единиц А вниз и 200 единиц В вправо (это в точности координаты второго поля). Сделав это, мы попали в промежуточную точку с координатами (200;200).

Далее от получившейся промежуточной точки мы откладываем следующее поле с чуть более высокими альтернативными издержками товара В (в нашей случае это оставшееся поле).

Для этого из промежуточной точки мы отложим 200 единиц А вниз и 100 единиц В вправо (это в точности координаты оставшегося первого поля). После этого мы попадем в точку максимального производства товара В, то есть в точку с координатами (300;0).

Получившийся график и представляет собой объединенную КПВ. Этот график обладает интересной особенностью. Если просто покоординатно сложить точки, лежащие на отдельных КПВ то мы получим место точек, ограниченных жирной линией на графике ниже.

Однако график общей КПВ лежит выше данной линии. То есть при объединении полей общая экономика получает область, которая была недоступна ранее, когда поля рассматривались как независимые. Данный эффект имеет место в силу разной эффективности производства благ на разных полях. Как было показано в главе «Альтернативная стоимость», рациональные индивиды, делая выбор, минимизируют альтернативные затраты. Экономика, имея два поля, будет иметь возможность для специализации. В этих условиях экономика будет стараться производить товар на том поле, на котором имеет более низкие альтернативные издержки его производства (на экономическом языке имеет сравнительное преимущество). Промежуточная точка на графике называется точкой полной специализации, когда экономика производит один товар полностью на одном поле, а другой товар на втором поле.

Мы подошли к следующему важному разделу модели КПВ – специализация и обмен.

Идея специализации проста – каждая экономика старается производить тот товар, в котором имеет сравнительное преимущество, то есть меньшие альтернативные издержки. Данная идея легла в основу первой теории международной торговли, развитой англичанином Давидом Рикардо.

Концепция сравнительного преимущества резко контрастирует с идеей абсолютного преимущества. Абсолютное преимущество – способность производить больше товара с теми же затратами ресурсов, или же (определение наоборот) способность производить то же количество товара с меньшими затратами ресурсов. Иначе говоря, абсолютное преимущество это более высокая производительность.

Как построить кривую в Excel

Для оценки уровня неравенства между различными слоями населения общества часто используют кривую Лоренца и производный от неё показатель — коэффициент Джинни. С помощью них можно определить, насколько велик социальный разрыв в обществе между самыми богатыми и наиболее бедными слоями населения. С помощью инструментов приложения Excel можно значительно облегчить процедуру построения кривой Лоренца. Давайте, разберемся, как в среде Эксель это можно осуществить на практике.

Читать еще:  Как в excel сделать дублирующую строку?

Использование кривой Лоренца

Кривая Лоренца представляет собой типичную функцию распределения, отображенную графически. По оси X данной функции располагается количество населения в процентном соотношении по нарастающей, а по оси Y — общее количество национального дохода. Собственно, сама кривая Лоренца состоит из точек, каждая из которых соответствует процентному соотношению уровня дохода определенной части общества. Чем больше изогнута линия Лоренца, тем больше в обществе уровень неравенства.

В идеальной ситуации, при которой отсутствует общественное неравенство, каждая группа населения имеет уровень дохода прямо пропорциональный её численности. Линия, характеризующая такую ситуацию, называется кривой равенства, хотя она и представляет собой прямую. Чем больше площадь фигуры, ограниченной кривой Лоренца и кривой равенства, тем выше уровень неравенства в обществе.

Кривая Лоренца может использоваться не только для определения ситуации имущественного расслоения в мире, в конкретной стране или в обществе, но и для сравнения в данном аспекте отдельных домохозяйств.

Вертикальная прямая, которая соединяет линию равенства и наиболее удаленную от неё точку кривой Лоренца, называется индексом Гувера или Робин Гуда. Данный отрезок показывает, какую величину дохода нужно перераспределить в обществе, чтобы достичь полного равенства.

Уровень неравенства в обществе определяется с помощью индекса Джинни, который может варьироваться от до 1. Он ещё называется коэффициентом концентрации доходов.

Построение линии равенства

Теперь давайте на конкретном примере посмотрим, как создать линию равенства и кривую Лоренца в Экселе. Для этого используем таблицу количества населения разбитого на пять равных групп (по 20%), которые суммируются в таблице по нарастающей. Во второй колонке этой таблицы представлена величина национального дохода в процентном соотношении, которая соответствует определенной группе населения.

Для начала построим линию абсолютного равенства. Она будет состоять из двух точек — нулевой и точки суммарного национального дохода для 100% населения.

  1. Переходим во вкладку «Вставка». На линии в блоке инструментов «Диаграммы» жмем на кнопку «Точечная». Именно данный тип диаграмм подойдет для нашей задачи. Далее открывается список подвидов диаграмм. Выбираем «Точечная с гладкими кривыми и маркерами».

В поле «Значения X» следует указать координаты точек диаграммы по оси X. Как мы помним, их будет всего две: и 100. Записываем данные значения через точку с запятой в данном поле.

В поле «Значения Y» следует записать координаты точек по оси Y. Их тоже будет две: и 35,9. Последняя точка, как мы можем видеть по графику, соответствует совокупному национальному доходу 100% населения. Итак, записываем значения «0;35,9» без кавычек.

После того, как все указанные данные внесены, жмем на кнопку «OK».

Урок: Как сделать диаграмму в Экселе

Создание кривой Лоренца

Теперь нам предстоит непосредственно построить кривую Лоренца, опираясь на табличные данные.

    Кликаем правой кнопкой мыши по области диаграммы, на которой уже расположена линия равенства. В запустившемся меню снова останавливаем выбор на пункте «Выбрать данные…».

В поле «Значения X» следует занести все данные столбца «% населения» нашей таблицы. Для этого устанавливаем курсор в область поля. Далее зажимаем левую кнопку мыши и выделяем соответствующий столбец на листе. Координаты тут же будут отображены в окне изменения ряда.

В поле «Значения Y» заносим координаты ячеек столбца «Сумма национального дохода». Делаем это по той же методике, по которой вносили данные в предыдущее поле.

После того, как все вышеуказанные данные внесены, жмем на кнопку «OK».

Построение кривой Лоренца и линии равенства в Экселе производится на тех же принципах, что и построение любого другого вида диаграмм в этой программе. Поэтому для пользователей, которые овладели умением строить диаграммы и графики в Excel, данная задача не должна вызвать больших проблем.

Построение кривой производственных возможностей

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей

Вспомните: — В чем заключается проблема ограниченности; — В чем разница между свободными и ограниченными благами; — Что такое факторы производства и в чем проблема их ограниченности. — Что показывает пирамида Маслоу?

Определите, что из ниже перечисленного относится к факторам производства: Деньги в сейфе кассира банка Конвейерная линия Рабочая сила Время, затраченное на производство товара Лиственничный лес Восточной Сибири

Ограниченность ресурсов и факторов производства Проблема выбора Совершая свой выбор в условиях ограниченности экономических благ и факторов производства люди ведут себя РАЦИОНАЛЬНО.

Читать еще:  Как сделать отклонение в excel?

Рациональное поведение предполагает:: Добиться наибольшего результата при имеющихся в распоряжении ресурсах, т.е. максимизировать результат при данных затратах или минимизировать затраты для достижения лучшего результата. Может быть «неправильным» с точки зрения морали. Предполагает постановку целей. Руководствоваться теми или иными критериями выбора

Цена выбора или альтернативная стоимость — упущенная выгода, т.е. то, от чего пришлось отказаться ради первого. Ограниченность заставляет людей делать выбор. Каждый человек чем-то жертвует, принимая выбор.

Альтернативная стоимость может быть выражена: в товаре (услуге), в деньгах, распространена на экономику в целом. Но, только одним вариантом, следующим по значению за выбранным.

Задание 1. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта – дело дорогостоящее, а денежные средства студента Пети ограниченны, поэтому ему придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости: — затраты на посещение театров — затраты на изучение японского языка — затраты на еду и одежду — затраты на занятия верховой ездой. Ответ. Все, кроме еды и одежды

Задание 2. Татьяна могла пойти на работу на фабрику и получать з/пл. 17.000 руб., могла работать секретарем- машинисткой с з/пл. 20.000 руб. Но она пошла учиться в Высшую школу экономики, просчитав все перспективы. Определите альтернативную стоимость выбора Татьяны. Ответ. 20.000 руб.

Задание 3. Человек рационален Альтернативная стоимость – 12 тыс. руб. Упущенная выгода 12.000 + (6.000 – 3.000) Упущенная выгода = 12.000 + 3.000 = 15.000 тыс. руб.

Задание 4. Альтернативная стоимость 1 часа досуга = 7 руб.

Проблема выбора: что выпускать и сколько выпускать. — объем производства — развитие производства — политика государства — рынок Кривая производственных возможностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Комбайны

Принципы построения: Кривая строится в координатах продукт-продукт; Всегда есть граница максимального использования ограниченных ресурсов: увеличения выпуска одного продукта сокращает выпуск другого; Точка вне КПВ говорит о переиспользовании ресурсов; Точка внутри КПВ показывает о неэффективном использовании ресурсов; НТП перемещает границу производственных возможностей, способствует более полному удовлетворению потребностей.

Построить КПВ Возможности Гражданская продукция, млн. штук Военная продукция, млн. штук A 0 500 B 500 450 C 600 400 D 700 300 E 800 200 F 900 0

Найти альтернативную стоимость гражданской продукции при переходе варианта от С к D. Альтернативная стоимость увеличения выпуска гражданской продукции является упущенная выгода от выпуска военной продукции. А.ст. гражданской продукции = 400 – 300 = 100 ед. военной продукции Показать на графике.

Альтернативные возможности производства масла и пушек Вариант Масло, млн. т Пушки,тыс.шт. А 0 30 В 2 27 С 4 21 D 6 12 Е 8 0

КПВ масла и пушек

Домашнее задание: стр. 28-31, построить КПВ. Возможности Ресурс Зерно Ресурс Танки А 600 5,0 0 0 Б 550 4,8 2001 В 500 4,5 3002 Г 400 3,9 4003 Д 300 3,0 5004 Е 2001,8 6505 Ж 0 0 7006

Домашнее задание: §1.2, стр. 10-18 Спасибо за работу!

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Уварова Наталья Юрьевна
  • Написать
  • 1383
  • 19.03.2018

Номер материала: ДБ-1339456

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 19.03.2018
  • 181
  • 19.03.2018
  • 176
  • 19.03.2018
  • 254
  • 19.03.2018
  • 371
  • 19.03.2018
  • 595
  • 19.03.2018
  • 1076
  • 19.03.2018
  • 634
  • 19.03.2018
  • 666

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector