Роза ветров в excel как сделать

Тема урока: «Роза ветров. Построение розы ветров для города Новосибирска»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Практическая работа.

Цели:

  • формирование умений вести самостоятельное наблюдение за элементами погоды своей местности, анализа и обработки полученных результатов, формулирования выводов;
  • отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов;
  • отработка навыков правильного оформления результатов работы.
  • развитие умений наблюдать за элементами погоды своей местности;
  • развитие навыков работы в парах;
  • развитие способности наблюдать, обрабатывать и анализировать полученный материал, делать выводы.
  • воспитание ответственного отношения к выполнению коллективной работы;
  • воспитание творческого подхода к выполнению практической работы;
  • развитие познавательного интереса.

Оборудование: компьютеры, проектор, дневник наблюдения погоды.

Ход урока

I. Организационный момент (организация парной работы за компьютерами, получение заданий, инструктаж по выполнению заданий.)

II. Постановка целей урока.

Цель: обработать материал дневников наблюдения, построить розы ветров для каждого месяца и годовую розу ветров для г. Новосибирска, проанализировать и сделать выводы.

III. Актуализация опорных знаний:

  • дать определение понятию “ветер”;
  • вспомнить причины, влияющие на формирование ветра;
  • каким прибором определяют направление ветра?
  • как определить направление ветра;
  • по какой стороне горизонта определяется название ветра?

IV. Практическая работа в парах, на компьютерах.

А) Теоретическая часть. Пояснение учителя.

Роза ветров

Диаграмма, на которой показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров.

Роза ветров — диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).

Роза ветров, построенная по реальным данным наблюдений, позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление господствующего, или преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.

Объяснение основных элементов розы ветров (слайд 3)

  1. Основные и промежуточные стороны горизонта.
  2. Условно принимают, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.
  3. На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
  4. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре рисуют кружочек, в котором ставят число дней без ветра (штиль).

Б) Практическая часть.

Учащиеся в ходе практической работы, должны построить диаграмму «Роза ветров» за определенный период времени, для города Новосибирска. Сделать соответствующие вводы.

Работа выполняется по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка учащихся № 1. Приложение 1. (Инструктивные карточки 2-12)

1. Используя данные наблюдения погоды за январь месяц построить дмаграмму розы ветров.

Погода на январь 2008 года Приложение 2.

Алгоритм выполнения работы для учащихся.

1. Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel (Презентация, слайд -4-6).

2. Постройте таблицу, используя данные дневников наблюдения (предварительно подсчитайте, ветры каких направлений были в течение месяца.)

3. Постройте в электронном варианте, розу ветров (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров для города Новосибирска, январь, 2008 г.».

4. Сделайте вывод

  • Ветры, каких направлений были в течение месяца?
  • Каких ветров было наибольшее количество?
  • Каких ветров было наименьшее количество?
  • Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца?

Вывод: больше всего в январе месяце ветер дул с юго-запада — 11 дней, 6 дней — с юга, 4 дня — с юго-востока , 4 дня — с востока,3 дня – были ветры северо– восточные, 2 дня — западные, 1 день в январе месяце ветер дул с севера и вообще не было ветров с северо – запада. В течение месяца ветры были южного, юго – восточно и юго — западного направления , такое состояние ветров отразилось на температуре месяца, они были не сильно морозные, умеренные для этого месяца нашей Новосибирской области.

5. Оформите 3 слайда для общей презентации, по вашему месяцу (1 слайд — таблица данных дневника наблюдения, 2-й слайд — диаграмма «Роза ветров», 3 слайд — вывод), (Презентация, слайд 7-39)

6. Построение диаграммы «Годовой розы ветров для города Новосибирска, январь, 2008г» (Презентация, слайд 40-44).

  • Ввести в электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (учащиеся заполняют общую таблицу, по своему месяцу).

Публикации сообщества

О «Розе ветров» и других визуализациях-ремиксах в Desmos

Письмо от учителя географии, которое я получила через почту Новатора:

Прочитала статью «Данные из текста и карты — в подвижную диаграмму!» Зарегистрировалась на Desmos (я новичок), но ничего не смогла создать. Как научиться составлять эти задания. Я -географ. На своих уроках нашла бы этому применение.

Развернутый ответ учителю географии с примерами от участников курса Desmos-математики

Да, для создания подобных заданий — с подвижной диаграммой в Desmos — нужно оперировать формулами и математическими объектами. На онлайн-курсе (Desmos-курс), который шел на Новаторе два месяца и сейчас уже заканчивается, один из последних модулей посвящен секретам их разработки. Но этот курс рассчитан на учителей математики.

Читать еще:  Как сделать тест по информатике в excel с гиперссылками?

Какие темы, в том числе, из школьного предмета географии поддаются визуализациям с их помощью?

  • Количественные диаграммы, отображающие какие-то процессы, зависящие от времени (по дням недели, месяцам, годам и т.д.). Например, температурные графики, вообще любые погодные характеристики.
  • Количественные диаграммы, отображающие какие-то процессы и характеристики, зависящие от места (широты, долготы, разных населенных пунктов и т.д.). Например, любые географические характеристики на карте, схеме, диаграмме.
  • Количественные характеристики объектов: линейные размеры, площади, расстояние до объектов и т.д.
  • Качественные характеристики на карте или схеме.

Какой же выход предлагается для учителя географии?

Брать готовые задания, которые предлагают коллеги-математики, и переделывать под свои запросы — создавать те самые ремиксы. Это, мне кажется, можно освоить — по готовому апплету. Прежние — статичные форматы — допускали простой копипейст материала, интерактивные, как требующие настройки и подстройки под условие новой задачи, нуждаются в доработке и частичной переделке.

В этом посте рассматривается несколько типов заданий: с гистограммами, «областями» и лепестковыми диаграммами.

Для того, чтобы понять суть, необходимо открывать ссылки! Просмотра картинок недостаточно!

Гистограммы

Коллекция Диаграммы Автор Лехова Ирина

Цена на сахар Автор Шатрова Юлия

Озера мира. Автор Людмила Рождественская

Области и круги

«Роза ветров»

Идея следующей диаграммы была предложена участницей курса Татьяной Кротовой и доработана мной.

Прототип Rose Wind от Татьяны Кротовой.

Какие же задания можно придумать с использованием этой диаграммы?

Чтение розы ветров

На «розе ветров» указывается повторяемость направлений ветра на сторонах света – откуда дул ветер. Отрезками по лучам — румбам горизонта — откладывается количество дней, в которые преобладал ветер данного направления, а концы отрезков соединяются ломаной линией. Повторяемость штилей (безветрия) показывается кружочком в центре диаграммы.

Ответьте на вопросы, анализируя диаграмму:

  1. Сколько дней дул северо-восточный ветер?
  2. Сколько дней было без ветра?
  3. Какого ветра было меньше всего?

Построй розу ветров согласно данным из таблицы

Секреты создания «лепестковой диаграммы» (розы ветров) в Desmos

Такая диаграмма состоит из нескольких элементов:

  • Восьми осей «Розы ветров», они «отрисовываются» кусочно-заданными линейными функциями и точками с метками — для подписей.
  • Нескольких «концентрических» правильных 8-угольников — для создания масштабной сетки.
  • Непосредственно — подвижного 8-угольника, движение вершин которого закреплено по восьми осям.

Оси «Розы ветров»

Подвижный 8-угольник, движение вершин которого закреплено по восьми осям

Закрепление по осям — несложная, но красивая задачка для рассмотрения с учениками на уроке.

На рис. движение точки А закреплено c помощью ползунков по оси OY, движение точки B закреплено по оси OX.

Немного интереснее, как закрепить движение точек по диагональным осям. Y= X, Y=-X.

Концентрические правильные 8-угольники, образующие сетку

«Отрисовано» с помощью таблиц и полигонов (polygon).

Кстати, такое задание тоже хорошо бы предложить ученикам старших классов на уроке математики.

Урок с диаграммами в TeacherDesmos

Не знаю даже, что мне нравится больше — готовить урок в #TeacherDesmos или вести его. Как же это удобно! Все ученики — за работой и, в то же время, есть возможность сразу смотреть, сравнивать и обсуждать разные решения. Вроде бы — каждый за своим монитором, а разобщенности нет. В обратной связи от учеников есть и об этом.

За основу урока взята активность от знакомого многим в нашем сообществе Andrew Stadel, впрочем, сильно дополненная и доработанная.

В мастерской «Современные методы обработки и интерпретации данных» ученики знакомились с представлением данных в виде «точечных» диаграмм, гистограммм и, так называемых, «ящичных диаграмм» (или «диаграмм с усами»).
Часть информации этого занятия оказалась для ребят совсем новым знанием.
Кроме того, среда #TeacherDesmos, которую мы используем для таких уроков, позволяет ученикам все вычисления и визуализации выполнять онлайн — на «умной бумаге», а учителю — одновременно видеть все экраны учеников.

Как всегда, в конце урока ученики ответили на опросник обратной связи.

Чем понравился урок?

Новыми видами диаграмм
атмосферой
шутками
Понравилось работать в Дэсмосе.
мне понравилось, что была возможность обсудить наши будущие исследовательские работы
Абсолютно ничем (и такое бывает :(( — комментарий учителей)
работой в десмосе
Научился обрабатывать данные, представлять их графически и я узнал новые инструменты для исследовательских и других работ.
Открыли для себя новые функции десмоса
Научился строить гистограммы
Строить boxplot и dotplot
Понял, как составлять диаграммы в программе desmos

Что такое Роза ветров и как она составляется?

Такой интересный термин, как «роза ветров» стал вдохновением для творческих людей. Вокруг него сформировалось множество романтических образов. Роза ветров – интернациональный термин. В действительности, роза ветров является утилитарным значением для множества отраслей человеческой деятельности. Чтобы ее составить, необходимы наблюдения метеорологов за некоторое время, любой пишущий инструмент, калькулятор и линейка.

Что такое роза ветров?

Роза ветров представляет собой векторную диаграмму, по которой можно определить направление, силу ветра в определенной точке планеты. Постоянно используется в метеорологических и климатических расчетах. Своим внешним видом напоминает розу: многоугольник с лучами, расходящимися из центра, пропорциональными направлению ветров.

Многие думают, что ветер своевольно и переменчиво меняет собственное направление, однако это не так. Благодаря розе ветров метеорологи научились понимать основные закономерности направлений воздушных потоков, по которым и делают прогнозы погоды на ближайшее время.

Роза ветров необходима при разметке взлетно-посадочных полос аэропортов, дорог, строительстве населенных пунктов (для определения расположения построек). С ее помощью оценивается расположение жилых и промышленных массивов относительно друг друга, а также решается огромное количество прочих задач хозяйственного характера вроде лесопосадок, паркового сооружения и проч.

Читать еще:  Как сделать рубли в excel?

Если роза ветров была построена по данным наблюдений, то по ней можно определить основные направления ветров, господствующих на данный момент. Она имеет сильные различия между длинами лучей. Геральдическое понятие розы ветров с равномерными лучами в корне неправильное – оно является не более чем обычным географическим обозначением дуг математического горизонта, изображенных в качестве лучей.

Диаграмма может показывать также частоту ветров в определенное время года, силу, продолжительность ветров. Роза ветров может обозначать средние и максимальные значения, совмещать дуги нескольких параметров одновременно.

Для чего нужна роза ветров?

Очень важно знать основные направления ветров. Они могут понадобиться для:

  • прогнозирования погодных изменений (по основным расположениям теплых и холодных ветров предсказывают изменения погодных условий в теплую или холодную сторону);
  • планирования перспективного развития жилых объектов (сведения о преобладающих воздушных потоках позволяют размещать населенные и промышленные районы таким образом, чтобы не отравлять население загрязненным воздухом);
  • определения ориентации стен сооружений, входов, декоративных элементов (все это позволит сохранять тепло в жилых помещениях зимой, ориентация входов должна быть противоположна ветрам);
  • ориентации взлетно-посадочных полос, что бы самолетам было проще взлетать и приземляться.

Размещения промышленных районов по розе ветров

На самом деле, вариантов применения такой диаграммы большое множество. Ее используют в разных сферах человеческой деятельности.

Как построить розу ветров?

Чтобы составить самую простую розу ветров, нужно не так много: изобразительный инструмент, линейка, калькулятор и информация о наблюдении за погодой. Изначально на бумаге очерчиваются основные и дополнительные оси, обозначающие стороны света. Всего их 4: север, запад, юг, восток и промежуточные обозначения.

После выбирается подходящий масштаб, по которому откладывается количество дней, когда ветер дул именно в этом направлении. Эти данные можно обнаружить на страницах метеорологических календарей, находящихся в открытом доступе, других достоверных источников. Важно выбрать масштаб таким образом, чтобы диаграмма поместилась на лист, не была излишне маленькой или большой.

Построение розы ветров

Если в какой-то отрезок времени стояла безветренная погода, то они отмечаются на осях точками с заметкой (число этих дней). После отстраивается собственная роза ветров. Для этого соединяются точки на осях, образуя единую фигуру – неправильный многоугольник. Он может остаться незамкнутым в тех случаях, когда ветра не было целый период. В конце розе можно придать цвет. Самые длинные лучи розы показывают преобладающие направления воздушных потоков в конкретной области.

Что такое ветер и как его измеряют?

Ветер – это горизонтальный поток воздуха, возникающий в результате неравномерного распределения атмосферного давления и движущийся параллельно земной поверхности. Ветер является одним из самых важных природных явлений. В древние времена человечество обожествляло каждый природный феномен, не зная о его происхождении. В настоящий момент ветер досконально исследован, ученые знают все данные о нем, им известна природа возникновения, закономерности направлений воздушных потоков. Ветер изучается представителями физических, метеорологических и географических наук.

Флюгер

Ветер движется параллельно поверхности земли. Основные характеристики воздушных потоков: сила, скорость и направление. Первые два фактора измеряют анемометры, а направление флюгером, который устанавливают на крыши домой.

История розы ветров

Метеорологами была придумана легенда о девушке по имени Роза. Она отличалась Ветреным характером и была работницей метеостанции. Однако на самом деле термин «роза ветров» появился гораздо раньше, во времена глубокой древности.

Практическая работа по географии в 6 классе. Тема: Роза ветров. Построение розы ветров для города Новосибирска.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Практическую работу по предмету «Начальный курс географии» в 6 классе, разработала учитель географии МБОУ СОШ № 167, г. Новосибирска — Лапухина Л.Н.

Практическая работа по географии в 6 классе.

Тема: Роза ветров. Построение розы ветров для города Новосибирска.

формирование знаний о розе ветров, взаимосвязи элементов погоды (направление ветра, температуры, осадков);

формирование умений вести самостоятельное наблюдение за элементами погоды своей местности, анализа и обработки полученных результатов, формулирования выводов;

отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов;

отработка навыков правильного оформления результатов работы.

развитие умений наблюдать за элементами погоды своей местности;

развитие навыков работы в парах;

развитие способности наблюдать, обрабатывать и анализировать полученный материал, строить диаграммы, делать выводы.

воспитание ответственного отношения к выполнению коллективной работы;

воспитание творческого подхода к выполнению практической работы;

развитие познавательного интереса.

используя данные собственных дневников наблюдения за 2012 год, построить розы ветров для каждого месяца (парная работа);

используя полученные данные по месяцам, построить годовую розу ветров для г. Новосибирска (коллективная работа);

проанализировать полученный материал и сделать соответствующие выводы о взаимозависимости элементов погоды (направление ветра, температуры, осадков).

Форма обучения: обучающая практическая работа.

Формы организации работы в классе:

Групповая (парная), частично- самостоятельная, практическая работа, выполнение географических задач с использованием компьютеров, проектора .

Источники знаний, на основе которых выполняется работа:

данные дневников наблюдения за 2012 год, 5-6 класс (статистика);

теоретические знания параграфа 39 «Ветер», собственные знания, наблюдения и опыт;

элементарные знания, умения и опыт работы с компьютером;

Способы познавательной деятельности учащихся:

наблюдение за элементами погода своей местности;

систематизация знаний, практическая деятельность, ведение дневников наблюдения, оформление таблиц, построение диаграмм «Розы ветров»;

исследование, анализ , объяснение, раскрытие связей, обоснование закономерного характера взаимосвязи элементов погоды (направления ветров , температуры и выпадение осадков);

Задания учащимся: Работа выполняется по инструктивной карточке учащихся (инструктивные карточки, в комплекте 12 штук, выдаются каждой паре учащихся карточки 2-12 смотри приложение №1).

Читать еще:  Как сделать технологическую карту в excel?

Инструктивная карточка учащихся № 1

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за январь месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г ).

Таблица № 1.Погода за январь, 2012 года.

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2. Направление ветров в январе, 2012года.

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, январь, 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

Ветры, каких направлений были в течение месяца?

Каких ветров было наибольшее количество?

Каких ветров было наименьшее количество?

Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 . Подготовьте отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. «Погода за январь, 2012 года.» и обработанная систематизированная информация таблица № 2. «Направление ветров в январе, 2012года.»;

2 слайд. Диаграмма «Роза ветров, г. Новосибирск, январь, 2012 г.» построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за январь месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Форма представления результатов выполнения географических задач.

Мультимедийный продукт — мини презентация, в содержание которой входят статистические материалы (таблицы), графические работы, текстовая часть.

Часть 1 . Каждая пара готовит отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. «Погода за январь, 2012 года.» и обработанная систематизированная информация таблица № 2. «Направление ветров в январе, 2012года.»;

2 слайд. Диаграмма «Роза ветров, г. Новосибирск, январь, 2012 г.» построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

Часть 2. Демонстрация парой другим учащимся (в электронном виде используя проектор), построенную годовую розу ветров для г. Новосибирска с выводами.

Краткое описание практической работы.

1. Организационный момент (организация парной работы за компьютерами, получение заданий, инструктаж по выполнению заданий).

2. Постановка целей урока.

Цель: обработать материал дневников наблюдения, построить розы ветров для каждого месяца , годовую розу ветров для г. Новосибирска, проанализировать полученный материал и сделать соответствующие выводы о взаимозависимости элементов погоды.

3. Актуализация опорных знаний:

дать определение понятию “ветер”;

вспомнить причины, влияющие на формирование ветра;

каким прибором определяют направление ветра?

как определить направление ветра;

п о какой стороне горизонта определяется название ветра?

4. Практическая работа в парах, на компьютерах. Урок состоит из двух частей.

А) Теоретическая часть.

Объяснение учителем изучаемого материала с использованием презентации.

Роза ветров Диаграмма, на которой показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров.

Роза ветров — диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).

Роза ветров, построенная по реальным данным наблюдений, позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление господствующего, или преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.

Объяснение основных элементов розы ветров (Презентация, слайд -3)

Основные и промежуточные стороны горизонта.

Условно принимают, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.

На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре рисуют кружочек, в котором ставят число дней без ветра (штиль).

Учащиеся в ходе практической работы, должны построить электронную диаграмму «Роза ветров» за определенный месяц, для города Новосибирска. Сделать соответствующие вводы.

Работа выполняется по инструктивной карточке.

Часть 1. Построение розы ветров за январь месяц 2012 года проводится совместно с учителем, учитель объясняя проделывает работу на своем компьютере с проектором, учащиеся в парах работают на своих компьютерах на рабочих местах. Результат совместной работы — мини презентация из трех слайдов (смотри презентацию к уроку ) .

Часть 2. Учащиеся самостоятельно в парах по инструктивной карточке выполняют работу, результатом которой будет отчет в электронном виде. Все пары строят розы ветров разных месяцев года.

Часть 3. Учащиеся строят годовую розу ветров для г. Новосибирска, делают выводы , демонстрируют другим учащимся (в электронном виде используя проектор), при этом идеи корректировка, исправление, добавление. Лучшая работа будет использована в общей презентации.

Образец выполнения работы по инструктивной карточке учащихся № 1

Таблица № 1.Погода за январь, 2012 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector